Гендриков переулок
История музея В.В. Маяковского
Николай Харджиев и Алексей Крученых. 1959
§6. Сотрудничали с музеем
В Библиотеке-музее в 1950-е – 1960-е годы по материалам своей богатой коллекции проводил выставки крупнейший исследователь и знаток русского авангарда Николай Харджиев: «Выставки были заблаговременные и провидческие. Тогда это искусство было под запретом, и это был риск». Каждая такая выставка становилась событием в культурной жизни Москвы, открывая новые имена неизвестных художников, открывая мир русского авангарда. При этом выставки длились не больше 1-3 дней, некоторые запрещались властями.
«Выставка уже была повешена, и ее не разрешили открыть. Пришла комиссия, меня чуть не арестовали… О всех этих выставках писали за границей. Были изданы пригласительные билеты, каталогов тогда издать было невозможно. Во всех библиографиях Ларионова указывается выставка в Музее Маяковского и отмечено – без каталога. На выставке Филонова был посол Израиля Хариэль, был посол Канады, вообще приходили многие послы и дипломаты».

Выставки проходили на первом этаже Библиотеки-музея, на втором обычная экспозиция музея сохранялась в неприкосновенном виде. Пригласительные билеты печатались в издательстве «Советский художник». Были организованы выставки художников русского авангарда, друзей Маяковского, художников-иллюстраторов первых книг поэта. Первая такая выставка посвящалась Василию Чекрыгину, на ней показали 120 работ. Тогда имя Чекрыгина знали только специалисты, для широкой публики его творчество стало открытием. Но организация выставок не всегда проходила удачно. Так, для выставки Марка Шагала и Георгия Якулова были сделаны билеты, но ее проведение запретили. На выставку Эля Лисицкого приходил Илья Эренбург, он с интересом смотрел, но восторгов не выражал. Эль Лисицкий являлся ведущим художником журнала «СССР на стройке», который издавался в 1930-е годы.

В 1965 году состоялась выставка графика, мастера художественного текстиля и театрального художника Варвары Степановой, на которой со вступительным словом выступил писатель Лев Кассиль. На открытии был прочитан фрагмент воспоминаний Степановой о работе с Маяковским. Сотрудники Библиотеки-музея вспоминали, что Степанова часто бывала у них. В этом же году открылась выставка под названием «Памяти Елены Гуро», на которой были представлены акварели и рисунки Елены Гуро и Бориса Эндера. В ноябре этого же года прошла выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Велимира Хлебникова, на которой были представлены рукописи, рисунки, книги и фотографии.

Николай Харджиев рассказывал, как заполучил работы Михаила Ларионова на выставку: «Я позвонил в Министерство культуры и сказал, что если они мне дадут работы из фонда, и я устрою выставку, то вдова Ларионова подарит им работы. Когда я пришел отбирать картины, оказалось, что они их даже своим сотрудникам не показывают. Ругали меня не только в спину, но и в лицо. Я взял и показал шестнадцать прекрасных холстов Ларионова. А вдова подарила Третьяковке четырех святителей Гончаровой, натюрморт и еще что-то».
Харджиев:
1957 год
Пригласительный билет на выставку Эль Лисицкого в Библиотеку-музей
Апрель – Василий Чекрыгин
1960 год
18-19 ноября – Эль Лисицкий
1961 год
21 апреля – Густав Клуцис
28-30 декабря – Михаил Матюшин, Павел Филонов
Пригласительный билет на выставку Густава Клуциса в Библиотеку-музей
1962 год
19-21 апреля – Владимир Татлин, Казимир Малевич
1964 год
24-26 декабря – Василий Чекрыгин
Пригласительный билет на выставку Василия Чекрыгина в Библиотеку-музей
1965 год
18-20 марта – Варвара Степанова
10-12 июня – Елена Гуро, Борис Эндер
18-20 марта – Варвара Степанова
10-12 июня – Елена Гуро, Борис Эндер
23-30 сентября – Михаил Ларионов, Наталья Гончарова
10 ноября – Павел Филонов, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Владимир Татлин, Марк Шагал, Александр Родченко,
11-13 ноября – Велимир Хлебников.
Пригласительный билет на выставку Елены Гуро в Библиотеку-музей
Пригласительный билет на выставку Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой в Библиотеку-музей
1967 год
27-31 января – Георгий Якулов, Владимир Татлин, Ольга Розанова, Марк Шагал, Александр Родченко
§7. Друзья музея
ДАВИД БУРЛЮК. Лучший друг Маяковского, который еще при жизни поэта эмигрировал в США, приезжал в Россию в 1956 году и посетил Библиотеку-музей. Бурлюк прочитал лекцию, о которой Лев Шилов сказал: «В его выступлении мне показалось особенно интересным то, как он читал стихи раннего Маяковского: явно повторяя авторскую интонацию, "с голоса" самого поэта».

Во время посещения Библиотеки-музея Бурлюком народу было так много, что в переулке дежурила милиция. По возвращению в Нью-Йорк в журнале «Color and Rhyme», которые издавали Бурлюки, была напечатана статья «Художник-модернист возвратился в Москву как гость», с фотографией: «Давид и Маруся Бурлюк, стоящие около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года».

О скульптуре поэта во дворе библиотеки-музея, Бурлюк сказал, что поэт изображен в пальто, которое он когда-то ему подарил.

Еще одно посещение состоялось в 1965 году: была организована встреча, Бурлюк раздавал автографы на книгах Маяковского и говорил: «Я – учитель Маяковского!».
Давид и Мария Бурлюк у входа в Библиотеку-музей. 1956
Давид и Мария Бурлюк у памятника Маяковскому рядом с Библиотекой-музеем. 1956
МАРИЯ МАЙЕРОВА. Чешская писательница, у которой в 1927 году Владимир Маяковский был на обеде дома в Праге, в 1952 году посетила музей поэта: «Пребывание в Музее Маяковского приближает великого поэта каждому творческому человеку, его молодому и старому читателю и всем поколениям, которые придут после нас. В нас во всех будет жить Маяковский, как жизнь, как свет, как поборник жизни и мира. Организаторы Музея сумели передать самый поэтический дух поэта. За это спасибо».
ДИЕГО РИВЕРА. Мексиканский друг Маяковского посетил его музей в 1955 году. В книге отзывов он написал: «Через много лет я возвращаюсь в дом величайшего поэта революции, другом которого я имел честь быть».

В январе 1956 года сотрудники Библиотеки-музея отправили художнику письмо с просьбой написать портрет поэта: «Нам очень хочется, дорогой товарищ Диего, чтобы вы сделали портрет Владимира Владимировича для нашего музея, изобразив его таким, каким Вы его помните. Для нас и для наших посетителей это было бы большим и дорогим подарком и воспоминанием и о самом Маяковском, и о его друге Ривере — лучшем художнике Мексики, посетившем нас осенью 1955 года». Просьбу Ривера выполнил и в память о поэте создал его портрет, на котором написал: «Таким я помню Маяковского в Мексике».