Гендриков переулок
История музея В.В. Маяковского
Сотрудники Библиотеки-музея в Гендриковом переулке. Слева направо (сидят): М. Айзенштадт, И.А. Успенская, Надежда Реформатская, Агния Езерская; стоят: два неуст.лица , А.И. Певзнер, Савелий Гринберг, Л.И. Румянова.
§2. Библиотека—музей
В соответствии с правительственным постановлением в 1936 году дом, где жил Владимир Маяковский, надлежало приспособить под библиотеку-читальню, с восстановлением квартиры поэта в том виде, который она имела при его жизни. В этом же году к дворовому фасаду был пристроен одноэтажный читальный зал, а также одноэтажное подсобное помещение с подвалом и туалетом. Комната поэта и столовая сохранялись неизменными, в остальных разместили читальню, библиотеку, выставки, лекционный зал, фонотеку, отдел фондов, библиографический кабинет.
Библиотека-музей в Гендриковом переулке. 1950-е
Директором был назначен Николай Асеев, а дом Президиумом Московского Совета был передан Союзу писателей. Начались проблемы с деньгами, Асеев с ролью руководителя не справился, дом перешел под покровительство Наркомпроса. В конце апреля 1937 года Надежда Крупская, заместитель народного комиссариата просвещения, вызвала к себе Агнию Езерскую и сообщила ей о назначении на должность директора Библиотеки-музея.

Читальный зал «без всякой торжественной шумихи» был открыт в конце 1937 года, а в начале следующего заработал справочно-библиографический кабинет. Книжный фонд, каталог и справочно-библиографический кабинет сперва работали с 15:00 до 22:00, а в выходные дни – с 13:00 до 18:00 и были рассчитаны прежде всего на писателей, поэтов, критиков, научных работников, преподавателей и студентов-филологов.
Николай Асеев и Людмила Маяковская у стола поэта в Библиотеке-музее. 1947
Николай Асеев и Людмила Маяковская в Библиотеке-музее. 1947
В конце марта 1938 года к открытию подготовили мемориальную комнату Маяковского. По совету близких друзей поэта, а также с согласия его матери и сестер, музейные законы были несколько нарушены: все личные вещи с письменного стола в Лубянском проезде перенесли в комнату в Гендриковом. Это не вызвало проблем, так как столы были абсолютно одинаковые. Комната приняла первых посетителей 15 апреля.
Эскиз ex-ibris Библиотеки-музея. 1930-е
Приказ народного комиссара просвещения РСФСР Н.К. Крупской от 23 декабря 1937 года об открытии Библиотеки-музея
Музей проработал недолго, уже в начале 1939 года его пришлось закрыть на полтора года на ремонт – деревянные конструкции здания были поражены древесным грибком, по фасаду пошли трещины. В это же время была установлена металлическая ограда и снесен деревянный забор, у которого на знаменитой фотографии 1926 года Маяковский заснят вместе с Родченко и Шкловским. На время закрытия музея часть его экспонатов была показана на выездной выставке в Сочи, а в Москве продолжалась исследовательская и организационная работа.
Сотрудник музея Л. Фейгельман беседует с экскурсантами в столовой мемориальной квартиры Библиотеки-музея. 1939–1940
Сотрудники библиотек и редакций, литературоведы и педагоги, студенты и школьники получали в библиографическом кабинете Библиотеки-музея ежегодно до 600 справок о жизни и творчестве Маяковского. В кабинете часто звонил телефон. Его номер Ж2-48-87 знали многие. Вопросы задавали самые разные, но чаще всего просили сказать, из какого стихотворения та или иная цитата. Как правило, ответ следовал немедленно. В этом помогал сотрудникам «Словарь рифм Маяковского».
Интересный факт
В годы Великой Отечественной войны музейные ценности и книги были эвакуированы в Молотов (сейчас – Пермь), а часть вещей для сохранности была закопана во дворе музея в Гендриковом переулке. Сотрудники установили график дежурств, чтобы не допустить пожаров от зажигательных бомб. Работа музея не прекращалась: читали лекции, организовывали выступления, отвечали на письма с фронта. За работу в годы войны сотрудники музея были награждены медалями «За оборону Москвы».
Абонемент на цикл лекционных вечеров «Маяковский. К 10-летию со дня смерти», проводимых Библиотекой-музеем в лектории МГУ. 1940
После войны библиотека-музей стала вновь принимать посетителей, а в 1955 году в саду перед домом установили бронзовую скульптуру Маяковского, автором памятника выступил грузинский скульптор Гурам Кордзахия.
Памятник Владимиру Маяковскому работы скульптора Гурама Кордзахия, установленный в саду Библиотеки-музея. 1955
Торжественное открытие памятника Владимиру Маяковскому работы скульптора Гурама Кордзахия у Библиотеки-музея. 1955
В лекционном зале библиотеки-музея ежегодно проводилось более 700 бесед о Маяковском, звучал в записи голос поэта, демонстрировались кинофильмы с его участием, проходили вечера советских поэтов и научные конференции, вечера воспоминаний и звукозаписи, конкурсы на лучшее исполнение стихов. Сотрудники консультировали театры, ставящие пьесы Маяковского, художников, работающих над воплощением образа поэта, переводчиков его стихов. Ежегодно организовывались 80-100 выездных лекций, бесед на заводах, строительных площадках, в школах и вузах Москвы, Урала, Алтая, Дальнего Востока. Общее количество слушателей достигает 50-60 тыс., когда-то столько же слушателей было у самого поэта.
Пригласительный билет на вечер, посвященный Владимиру Маяковскому в Библиотеку-музей. 1950
Посещать Библиотеку-музей и читать там свои стихи любил молодой поэт Евгений Евтушенко. Читательницей библиотеки была школьница Белла Ахмадулина. Несколько позже, 4 января 1963 года, состоялся вечер поэтессы. Лев Шилов вспоминал: «Зал музея был настолько переполнен, что слушатели сидели и на ступеньках, и на коленях друг у друга, вставали на цыпочки… только бы лучше видеть и слышать Беллу».
Интересный факт
Библиотека-музей следовала главному правилу – каждый, кто изучает творчество поэта и русскую литературу ХХ века, может найти в ней все необходимое. Особое внимание было уделено художественной литературе и поэзии ХХ века, а также различным альманахам, сборникам и журналам. В библиотеке хранились уникальные издания, вышедшие тиражом не более 25 экземпляров, многочисленные декларации литературных группировок, редкие футуристические издания, книги, посвященные «левому» искусству. Набольшая ценность – прижизненные издания самого Маяковского: 99 книг на русском языке, вышедшие при его жизни или же подготовленные им к печати.

В фонды собирали газетные вырезки на различных языках, начиная с первого печатного отзыва о выступлении поэта в 1911 году, их насчитывалось свыше 30 тыс. Также был сохранен альбом с вырезками, сделанный собственноручно Владимиром Маяковским к выставке «20 лет работы».
Роман Якобсон в Библиотеке-музее. 1956
Вероника Полонская в Библиотеке-музее. 1958
Все географические места, организации, клубы и т.д., получавшие имя Маяковского, заносились на большую карту «Именем Маяковского», составленную в библиографическом кабинете. Имя поэта носили площади в различных городах, горная вершина Памира, станция метрополитена, шахтерский клуб, школы, театр, совхоз, парки, пароходы, тракторная колонна, сорт георгина и др. Основной задачей был сбор и систематизация сведений о публикациях текстов Маяковского, переводов его произведений, о работах, в которых исследуются творчество и биография поэта. Эти сведения были важны для подготовки новых изданий, они позволяли текстологам после сверки ряда изданий установить авторскую волю.
Лев Кассиль с молодежью в Библиотеке-музее. 1950-е
Роман Якобсон в Библиотеке-музее. 1940-е
Библиотека-музей работала до 1967 года, а затем в соответствии с решением директивных органов и Исполкома Моссовета № 54/32 от 26.12.1967, музей поэта перевели в проезд Серова (сейчас – Лубянский проезд), в то самое здание, где располагалась «комнатенка-лодочка» и прозвучал роковой выстрел, прервавший жизнь Маяковского. Этому решению предшествовала ожесточенная идейно-политическая борьба вокруг биографии Маяковского и судьбы музея между сторонниками «партийно-государственной» (сестра поэта Людмила Маяковская, Владимир Воронцов) и «либеральной» (Лиля Брик, Константин Симонов) группировок общественности.
Абонемент Библиотеки-музея «Литературные среды». 1959–1960
Сперва дом № 15/13 в Гендриковом переулке предписывалось использовать для размещения научной библиотеки с сохранением мемориальной комнаты поэта. Для этого его временно закрыли на реконструкцию, затем временно хранили материалы фондов. В январе 1975 года вышло решение Исполкома Моссовета «о передаче памятника истории и культуры дома 15/13 по пер. Маяковского Госкомитету СМ РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли». В ней был размещен аппарат Правления Добровольного общества любителей книги РСФСР, проведен ремонт, комнаты, которые когда-то принадлежали Осипу и Лиле Брику и столовую, приспособили под конторские помещения. Уцелела лишь мемориальная комната, в нее можно было попасть только по специальному разрешению Музея Маяковского, пройдя через отдельный вход и поднявшись по крутой лестнице.
Эльза Триоле и Луи Арагон в Библиотеке-музее В.В. Маяковского.
В 1967 году Театр на Таганке ставит спектакль «Послушайте», художником стал сценограф Энар Стенберг. Для того, чтобы подчеркнуть футуристическую направленность творчества поэта, были использованы в качестве элементов декораций кубики, о которых рецензенты писали как о театральном открытии. Готовясь к этому спектаклю, Владимир Высоцкий в Библиотеке-музее изучал жизнь и творчество поэта, ему давали возможность работать не в читальном зале, а в служебном помещении. Репетициям предшествовало распоряжение Любимова: «6 ноября 1966 года – прослушивание записей голосов поэтов – Маяковского, Есенина, Пастернака, Сельвинского, чтеца Яхонтова и др. Явка обязательна». Прослушивание не могло быть без участия фонотеки, которую вел в Библиотеке-музее Лев Шилов.
Интересный факт
Во всевозможные инстанции рассылались коллективные письма Лилей Брик, Вероникой Полонской, Львом Гринкругом, Ритой Райт, Василием Катаняном, Николаем Денисовским, Виктором Шкловским, Виктором Перцовым, Павлом Лавутом с просьбой и надеждой на то, что комната поэта в Гендриковом переулке будет вновь открыта для посетителей. Но ходатайство не возымело своего действия. Разрушался мемориальный дом, одна организация в нем сменяла другую. Сегодня о жизни великого поэта здесь напоминает старая памятная доска и название переулка, получившего имя Маяковского в 1935 году.
Библиотека-музей в Гендриковом переулке. Художник Валентин Махотин. 1942