Гендриков переулок
История музея В.В. Маяковского
Александра Алексеевна Маяковская, Людмила Маяковская и Агния Езерская на ВСХВ. 1940
§4. Сотрудники.
На службе у музея
АГНИЯ ЕЗЕРСКАЯ – первый директор Библиотеки-музея, проработала с 1937 по 1960 год.

До прихода в Библиотеку-музей Агния Семеновна была директором Московской областной библиотеки и одновременно руководила областным библиотечным коллектором Мособлоно, который был в подчинении у Надежды Крупской, заместителя наркома просвещения. Именно Крупская предложила ей место директора в Библиотеке-музее, но со стороны Езерской были сомнения – она не знала творчество Маяковского настолько хорошо, чтоб возглавить музей. По настоянию, должность была все же принята – требовался человек с большим библиотечным и административным опытом. Кроме того, все помнили неудачный опыт Николая Асеева, который великолепно знал Маяковского, но руководить коллективом не мог. 23 года Езерская руководила музеем и делала это с большим успехом, во многом благодаря ей предметы фондов музея были спасены в войну.
Людмила Маяковская, Агния Езерская, Лев Кассиль в саду Библиотеки-музея. 1954
Агния Езерская, неустановленное лицо, Людмила Маяковская в Библиотеке-музее. 1945 – 1957
В 1959 году она отказалась уволить заведующего библиотекой Ефима Динерштейна, чья публикация «Маяковский в феврале — октябре 1917 г.» вышла в скандальном 65-м томе «Литературного наследства» «Новое о Маяковском» и была осуждена вместе со всем томом в Постановлении Комиссии ЦК КПСС. Вскоре после этого Агнию Семеновну отправили на пенсию.
Агния Езерская мечтала разыскать танк, носивший имя «Маяковский», который прошел через Великую Отечественную войну, и поставить во дворе Библиотеки-музея.

«Отправленный на фронт, он вскоре был сожжен. Тогда такую же надпись нанесли на броню второго танка, затем третьего. Только четвертый как будто вернулся с войны. И Агния Семеновна не сразу, но крепко надумала разыскать его и взгромоздить на Таганке, рядом с деревянным домишком, в котором жил поэт. За помощью обратилась прямо тогдашнему военному министру. Министр ответил, что просьба запоздала: танки, участвовавшие в боях, уже пошли на переплавку. Агния Семеновна не успокоилась и отправила повторное письмо по тому же адресу. "Мы с вами, товарищ маршал, оба коммунисты и понимаем, что молодежь нужно воспитывать на героических примерах", — настаивала она и предлагала невинную сделку: музею выделяют любой списанный танк, а уж музейщики изувечат его не хуже, чем на фронте и выдадут за машину со славной боевой историей. К чести маршала, он сухо сообщил, что в подобные игры не играет. В итоге у музея Маяковского не оказалось ни своего автомобиля, даже мемориального, ни своего танка, даже списанного».

Владимир Радзишевский
История
НАДЕЖДА РЕФОРМАТСКАЯ – заместитель директора, возглавляла научно-исследовательскую работу, проработала с 1937 по 1962 год.

В 1920-е годы, в период учебы в МГУ на этнолого-лингивистическом отделении (секция русского языка и литературы) участвовала в дискуссиях в ОПОЯЗе у Осипа Брика. Работала в издательствах корректором, писала предисловия, комментарии к изданиям классиков мировой литературы и статьи-рецензии по текущей литературе. Читала лекции в высших учебных заведениях.

Работая в музее, Реформатская поддерживала проведения выставок авангардных художников, которые организовывал Николай Харджиев. Она подготовила библиографию произведений и изданий Маяковского, опубликованную в 1936 году, а затем вошедшую в Полное собрание сочинений. Также Реформатская – автор первого обзора рукописного наследия Маяковского, ряда публикаций его произведениях и биографических документов.
Надежда и Александр Реформатские. 1949
Александр и Надежда Реформатские с дочерью Машей. 1950
САВЕЛИЙ ГРИНБЕРГ – сотрудник Библиотеки-музея, проработал с 1968 по 1972 год.

Участник бригады по изучению и пропаганде творчества Владимира Маяковского с начала 1930-х годов. Поэт, абсолютный апологет Маяковского. В 1973 году переехал в Израиль, где вышла его первая книга стихов, что не удавалось сделать в России. Приезжал в музей в 1993 году – на столетие Маяковского.
Савелий Гринберг, неуст. лицо, Артемий Бромберг, Павел Гольдштейн у памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади. Конец 1950-х
«Савелий Соломонович – редкий случай! – был вхож в оба непримиримо враждебных дома: и к Брикaм с Катаняном, квaртировaвшим в Спасопесковском переулке на интеллигентском Арбате, и к матери и сестрам Маяковского, предсказуемо облюбовавшим пролетарскую Красную Пресню.

– Ну, как там поживают Катaбрики? – с деланным равнодушием спрашивала его Людмила Владимировна, снедаемая не только лютой ревностью, но и жгучим интересом к Лиле Брик.

Как-то Лиля Юрьевна, заметив как-то, что Гринберг основательно поизносился, раскрыла тетрадь и, не отрывая перо от бумаги, записала на развороте какой-то мемуарный эпизод, связанный с Маяковским. Савелий Соломонович тут же отнес рукопись в фонды Библиотеки-музея и вскоре проехался с Арбата на Пресню в новом костюме».

Владимир Радзишевский
История
ВАРВАРА АРУТЧЕВА – хранитель рукописного фонда, работала в музее с 1937 года.

Автор фундаментальной статьи о записных книжках Маяковского, участвовала в издании третьего Полного собрания сочинений в 13 томах и на рубеже 1980–1990-х годов начинала работу в группе, приступившей подготовке нового Полного собрания сочинений.
«По соседству с автографами поэта в музейных фондах держали его вещи. Время от времени их проветривали. Развернули упаковку барашковой шапки. Бумага лоснилась от жира. Посмотрев на просвет расческу Maяковского, сотрудница фондов сложила вчетверо листик бумаги и хотела провести между зубчикaми.

– Не троньте! – закричала Варвара Аветовна. – Это его грязь».

Владимир Радзишевский
История
ВЛАДИМИР ЗЕМСКОВ – заведующий научно-экспозиционным отделом, работал в 1960-х – начале 1970-х годов.

Собиратель старой книги, фотограф-краевед. Подготовил обширную архивную публикацию об участии Владимира Маяковского в революционном движении в 1906–1910 годах. Участвовал в издании третьего Полного собрания сочинений поэта.
РУДОЛЬФ ДУГАНОВ – сотрудник Библиотеки-музея, проработал с середины 1960-х до 1972 года.

Обладавший способностями художника, дизайнера и реставратора, стал правой рукой Николая Харджиева в организации авангардных выставок. Исследователь и публикатор Маяковского и Хлебникова. Автор книг «Рисунки русских писателей XVII – начала XX века», подготовил (вместе с Евгением Арензоном) Собрание сочинений Хлебникова в 6 томах. Входил в группу сотрудников ИМЛИ, работающих над новым Полным собранием сочинений Маяковского.
ВЛАДИМИР РАДЗИШЕВСКИЙ – сотрудник Библиотеки-музея, проработал с 1968 по 1972 год.

Автор книги «Между жизнью и смертью: Хроника последних дней Владимира Маяковского» и статей о поэте. Больше 25 лет работал в «Литературной газете».