Лубянский проезд
История музея В.В. Маяковского
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
§2. Государственный музей В.В.Маяковского
В 1968 году решением Исполкома Моссовета Библиотeкa-музей В.В. Маяковского, располагавшаяся с 1938 года по адресу: Гендриков пepeулок, дом 15/13, была преобразована в Государственный музей В.В. Маяковского и переведена в дом № 3/6 по Лубянскому проезду. Директором музея был назначен Владимир Макаров.
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Началось расселение жителей из мемориального подъезда, перегородки коммунальных квартир были снесены, помещения приспособлены под экспозиционные залы, но в целом сохранялось архитектурное пространство бывшего доходного дома и его прежнее поэтажное деление. Центром экспозиции стала «комнатенка-лодочка» Маяковского в квартире № 12 на четвертом этаже, куда были возвращены личные вещи поэта. Экспозиция открылась 29 января 1974 года.
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
В 1980-е годы в Музее проводились поэтические вечера, посвященные писателям, художникам, кинематографистам, становившиеся знаковыми для художественной и литературной жизни Москвы. Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Сергей Юткевич, Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Олег Чухонцев, молодые поэты той поры – самые разные поэтические строки и эстетические установки звучали в зале Музея.
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
В 1982–1985 Музей Маяковского провел серию оригинальных выставок, послуживших началом нового этапа своей жизни. В итоге эксперимента, накануне работы над новой стационарной экспозицией, в журнале «Декоративное искусство СССР» было напечатано следующее: «Мы встретились с новым музеем. Когда-нибудь его рождение будет окружено легендами: гремел гром, блистали молнии, растворились двери музея Маяковского и…. В реальности был и начальственный "гром" и идеологические "молнии" и предметные письма оппонентов. Но музей выжил, доказав свое право на эксперимент не только на практике, но и на уровне теории: экспозиция создавалась на основе нового, образно-сюжетного или художественно-мифологического метода проектирования».
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Выставочным экспериментом, где апробировались инновационные идеи и средства, был, например, проект «10 дней из жизни В. Маяковского» (1983 год), определяющийся как «экспозиционно-художественная легенда». Проект был призван приоткрыть некоторые тайны биографии поэта, раскрыть его психологическое состояние накануне трагического выстрела, прозвучавшего 14 апреля 1930 года. По условиям, герой незадолго до самоубийства вспоминал наиболее значимые события своей жизни, называемые «днями». В качестве «витрин» выступали объемные фотоколлажи, где, кстати, напрочь отсутствовали фото Маяковского: посетитель видел происходящее глазами Поэта. Позднее основная задача выставки – «проникнуть в душу героя», переросла в одну из главных задач стационарной экспозиции. В 1984 году открылась выставка «Маяковский и производственное искусство», в рамках которой опробовались дизайнерские средства, необходимые для создания образов эпохи и ее основных действующих лиц. Авторы выставки представили систему художественных инсталляций на тему «Город Будущего». Особое внимание уделялось специфическим «витринам» – условным моделям архитектурных конструкций: «Памятнику III Интернационалу» Владимира Татлина, трибунам Лазаря Лисицкого, архитектонам Казимира Малевича… Эти образные «витрины», расставленные в зале в соответствии с планом «идеального города» из «Мистерии-буфф», были наполнены предметными символами 1920-х годов.
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
В 1986 году музей был закрыт на ремонт, а в 1987-м началась реконструкция, которая, не затронув «комнатенку-лодочку», привела к полной перемене всей экспозиции.
Создание новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Новая экспозиция – вызов и нарушение музейных традиций
Новая экспозиция стала «авангардным взрывом» в музейном деле, ее создатели отказались от следования традиционным канонам, ведь поэт был одним из самых ярких представителей русского авангарда – его музей должен был отразить это. За основу конструкции взяли идею знаменитой башни Татлина, благодаря чему каждый мог совершить восхождение к мемориальной комнате Маяковского, предварительно пройдя через все этапы жизни и творчества поэта.
Пригласительный билет на открытие новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
О полной перестройке внутреннего пространства здания и смене экспозиции создатели нового музея говорили так: «Экспозиция музея, открытая в 1989 году, создавалась экспериментальным путем, в нарушение всех традиций музейного дизайна. Это образно-символическая модель творческого мира и времени Маяковского. Поэт, встречая вас при входе заглавным буквенным знаком "Я", олицетворяющим его самого и тождественным названию его первого авторского сборника стихов, сразу поведет с каждым из вас "разговор о времени и о себе" от первого лица, на языке, для него привычном: языке образов, символов, метафор, аллегорий и гипербол».
Экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Экспозиция вызвала большой интерес в музейном мире, вначале – или очень осторожный, или резко отрицательный. Обсуждались многие проблемы: сохранность предметов, соотношение подлинных предметов и декоративных средств в экспозиции, психологическое воздействие на посетителей закрытого, «закупоренного» пространства и цветовых решений. Тем не менее, для своего времени Музея Маяковского стал одним из центров культурной жизни и привлекал большой поток посетителей.
Экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
«В музее отменены вертикаль и горизонталь, предметы – стулья, столы, водосточные трубы, штыки, бюст Ленина – реалии стихов Маяковского – плавают в невесомости, будто морфемы в смысловом поле, еще не скрепленные грамматикой и синтаксисом высказывания. Силу тяготения заменяют пространственные линии – строчки, которые ухватывают смыслы и выстраивают из них пространство так, как строится стих. Естественно, все получается лесенкой, лестница оказывается главным формообразующим принципом всего музея, и там такое ощущение, что ты всегда оказываешься не на полу, не в коридоре или комнате, но на ступени. При этом несущие конструкции лестниц как будто поставлены не прямо, не под 90 градусов, а косо, веером, как проходит косой дождь. Все это будто постоянно движется, куда-то падает, колышется, и есть только одно место во всем этом бурном становлении пространства, которое совершенно спокойно, жестко, статично и симметрично… Это комната Маяковского, единственное историческое место в этом музее». Критик Григорий Ревзин
Экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Сегодня Государственный музей В.В. Маяковского живет в ожидании новых перемен. Директором музея в настоящее время является Алексей Викторович Лобов. Перед новым директором и коллективом стоят нелегкие задачи: проведение капитального ремонта здания, усовершенствование фондовых помещений и оборудования, принятие экспозиционных решений.
Экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского. 1989
Рабочая группа
В 1986 году музей был закрыт на ремонт, а в 1987-м началась реконструкция, которая, не затронув «комнатенку-лодочку», привела к полной перемене всей экспозиции.

Автором концепции и сценарной структуры новой экспозиции стал Тарас Поляков, который работал вместе с другими сотрудниками музея, автором архитектурно-художественной концепции – художник Евгений Амаспюр. К работе также были приглашены архитекторы – Андрей Боков, Евгений Будин, И. Иванов и художники – Иван Лубенников, Андрей Волков, Тогрул Нариманбеков, Игорь Обросов, Тимур Сажин, Сергей Смирнов. В создании экспозиции принимали участие и другие художники и музейщики. Целые производственные коллективы со своими технологиями были подключены к работе по созданию необычных железобетонных конструкций, которые на экспозиции причудливым образом соединялись с деревянными деталями.
«Когда начиналась реконструкция дома, его обнаженные стены напоминали сталинградские руины: менялась крыша, перекрытия, оконные рамы… И только в районе четвертого этажа, на мощных стальных тросах держалась мемориальная "комнатенка-лодочка". Над ней – плакат: "Перестройке не подлежит".

Проводя художественное исследование личности Маяковского, мы хотели создать экспозицию-предостережение, показать на примере гениального поэта-максималиста основные плюсы и минусы подобной жизни-борьбы. Мы не стремились ответить на вопросы, мы их ставили, пытаясь воплотить в экспозиции-драме философскую основу искусства: подлинное искусство – не примитивно-реалистическое "2 х 2 = 4" и не заумно-авангардное "2 х 2 = 5", оно выражается формулой "2 х 2 = ?"».
Светлана Стрижнева:
«Приходили не только к Маяковскому. Приходили смотреть оригинальное произведение музейно-экспозиционного искусства. Приходили спорить и учиться новой методике музейного проектирования. За двадцать лет своей работы сложнейшая экспозиция музея Маяковского оказала заметное влияние не только на отечественные, но и на европейские литературные музеи».
Тарас Поляков: