Владимир Маяковский: Бюро мифов

Владимир Маяковский не любил своих мать и сестер

Друг Маяковского Николай Асеев оставил нелестные воспоминания об отношении поэта с матерью Александрой Алексеевной и старшими сестрами Людмилой Ольгой: «Длительных семейных разговоров он <Владимир> не заводил, да и недолюбливал. Вкусы, очевидно, были разные. По крайней мере, те разы, которые я бывал у него в семействе, было заметно, что разговоры, помимо самых необходимых предметов, не клеятся. Да и меня он так усиленно тащил поехать к родным, что казалось, ему нужен был громоотвод от громыхания голоса Ольги Владимировны и молний, сверкавших в глазах другой сестры, Людмилы, кажется обижавшейся на некоторую отчужденность Владимира Владимировича от родственных традиций». Масло в огонь умело подливала Лиля Брик, которая говорила: «До чего Володю раздражают родственники – его форменно трясет, когда Люда бывает у нас раз в три месяца. Я даже зашла к нему в комнату и сказала: надо хоть полчаса поговорить с Людой или хотя бы открыть дверь – она не войдет. А он: “Я не могу, она меня раздражает!!!” – и весь искривился при этом».
Художник Владимир Маяковский. Портрет сестры Людмилы. 1911
Прочитав эти строки, так и хочется заявить, что Маяковский мать и сестер не очень-то и любил, да и они его не жаловали, на самом же деле это суждение превратно. Все детство будущий поэт провел в играх с сестрой Ольгой, она была первой слушательницей звучания его голоса – семья тогда жила в Грузии и, забираясь в чури, Маяковский читал стихи, хотел проверить, хорошо ли его слышит сестра. Людмила, как самая старшая в семье, привозила младшим книги, учила рисовать. Именно с ней Владимир стал ходить на занятия к профессиональному художнику, даже планировал пойти по этой стезе. Как бы ни было трудно семье после потери кормильца, они смогли переехать в Москву. Мать и сестры спасали Маяковского из тюремного заключения, куда он попал по революционным убеждениям. Хотя денег было немного, они старались наладить быт.
Людмила Маяковская. Москва, 1925
Художник Амшей Нюренберг. Маяковский в РОСТА. Москва, 1932
Семья поэта не разделяла его увлечение футуризмом, наглые выступления перед публикой, эпатаж и стихи нового времени, но они принимали некоторых его друзей-футуристов в квартире на Большой Пресне – Велимир Хлебников даже некоторое время жил у Маяковских. Людмила Маяковская вспоминала: «В эти годы мы ближе познакомились с Василием Васильевичем Каменским. Володя привел его к нам как-то вечером в праздничный день, когда мы все были дома. Каменский нам нравился. Василий Васильевич заходил к нам часто и запросто». Василия Каменского «удивляло и то, что дома, при матери и сестрах, Володя становился совершенно другим: тихим, кротким, застенчивым, нежным, обаятельным сыном и братом. И было очевидно, что и дома Володю горячо любили и считали праздником каждый его приход».

Сестры помогали Маяковскому, когда он работал в «Окнах РОСТА» – ночами рисовали плакаты, а Ольга работала еще и секретарем в журнале «ЛЕФ». Старались не подвести брата, выполнить все, что требуется.
Людмила Маяковская на выставке работ брата. Москва, 1939
Людмила Маяковская читает школьникам книгу брата. Москва, 1950-е
Во время выступлений в Москве, Маяковский приглашал сестер, но никогда не звал Александру Алексеевну, ей он объяснял это так: «Мамочка, я не хочу, чтобы вы бывали на вечерах, где меня ругают и нападают на меня. Вам будет неприятно, и вы будете волноваться». Но на свою итоговую выставку «20 лет работы» все же пригласил и очень волновался, что она устанет, ей нужно присесть. Павел Лавут вспоминал, как поэт поцеловал мать на прощание, а потом сказал, словно извиняясь: «Ну, маму поцеловать можно!».
Людмила Маяковская с родственницей и друзьями в окрестностях дома, где жила семья Маяковских. Багдади, 1930-е
Художник Евгения Ланг. Красная Пресня (район, где жила семья Маяковских). Москва, 1961
«Володя, как и мы, любил Пресненский район и часто бывал у нас. И когда приходил, войдет и сразу проходит в ванную. Сначала мыл руки в ванной, а затем здоровался, целовался с нами, спрашивал, что нового. Мама суетилась, чтобы чаем его напоить, приготовляла вкусные печенья, которые он любил. Как-то мы сидели за столом. Мама села рядом с Володей и угощала его. Он повернулся к ней, гладил маму своими большими руками и говорил:
– Мамочка, а что будет, если я вам дачу построю?
– Не нужно. Зачем мне дача? – ответила мама.
– Ну, если маленькую. Ведь хорошо будет!

Мама опять:
– Не нужно мне дачи.

Тогда он сказал:
– Ну, автомобиль куплю.
– И автомобиль мне не нужно. Куда мне ездить?

Придумывал еще и предлагал маме, что он ей купит, а маме ничего не нужно было».
Людмила Маяковская
Ольга Маяковская. Москва, 1930-е
Будучи молодым и без особого заработка, он обращался к матери и сестрам за финансовой поддержкой, но, начав получать гонорары, всегда поддерживал деньгами и привозил подарки. Маяковский помог семье и с отдельной квартирой в Москве. Когда Людмила получала жилплощадь в Студенецком переулке в конце 1927 года от «Трехгорной мануфактуры», где к тому моменту проработала 17 лет, поэт внес первоначальную денежную сумму для вступления в кооператив, а также добился установки телефона.

После смерти поэта, мама и сестры сделали все возможное, чтоб увековечить его память. Можно сколько угодно говорить о том, что Людмила создала образ Маяковского – рупора революции, советского поэта, закостеневшего в веках, а в войне с футуризмом и Лилей Брик забывала о его лучших стихотворениях и большой части творчества. Но и сделала ради сохранения его имени и наследия она немало. Неоспорим тот факт, что Владимир любил своих старших сестер и маму, а они в нем души не чаяли, его смерть стала самым большим ударом для семьи.
Ольга, Александра Алексеевна, Людмила Маяковские в квартире на Студенецком переулке. Москва, 1930-е
Именно Александра Алексеевна сшила Маяковскому его знаменитую полосатую желтую кофту, в которой он выступал в компании футуристов. Людмила Маяковская вспоминала, как однажды «вошла в комнату и вижу: мама у туалетного столика примеряет Володе кофту из бумазеи с широкими полосами желтого и черного цветов. Я собиралась рассердиться на Володю за эту очередную выдумку, но, увидев, как идет к нему кофта, оттеняя красивое смуглое лицо, как горят смелым блеском его глаза, как горда и решительна в наступательном движении его высокая и складная молодая фигура, я спасовала. Володя торопил. Мама и сестра вдвоем дошивали кофту. Так появилась на свет нашумевшая желтая кофта. Популярность желтой кофты росла и росла…».
Александра Алексеевна Маяковская. Москва, 1940-е