Владимир Маяковский: Бюро мифов

Владимира Маяковского застрелили

Поэта застрелили утром 14 апреля 1930 года в его «комнатенке-лодочке» в Лубянском проезде. Стреляли чекисты из окна дома напротив, а затем вложили пистолет в руку умирающего поэта. Точнее, не так… Выстрелила в него возлюбленная актриса Вероника Полонская, с которой он в то утро ссорился, не хотел отпускать на репетицию в театр, а она вынула револьвер и со словами: «Ваше слово, товарищ Маузер» нажала на курок. Или же убийство заказали Лиля и Осип Брики, которые заранее уехали заграницу и ждали там исполнения, тем самым отводя от себя подозрение. Как много мифов и неправды, за которыми прячется один упрямый факт – Маяковский сам выпустил пулю в сердце. Мысль о самоубийстве возникала у него не раз: «Все чаще думаю: не поставить ли лучше точку пули в моем конце», сам он говорил об этом близким и сам написал прощальное письмо. Было много разных объяснений, версий, слухов, сплетен, почему поэт решился на этот шаг. Он это предвидел, написал: «Пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил», но его слова никого не остановили.

Маяковский сделал свой выбор, вот только какие обстоятельства убедили его в необходимости такого конца? Татьяна Яковлева, которой поэт предлагал стать его женой, вышла замуж за другого. Новая избранница – молодая замужняя актриса Вероника Полонская – колебалась и никак не могла решить, ответить ли на предложения поэта утвердительно, или же отказать ему. Современники вспоминали, что никогда Маяковский не вел себя так с женщинами, он постоянно ссорился с ней, кричал, обвинял. Полонская говорила: «Он был безобразно груб, а затем сам себе мерзок за это». Поэт разругался со своими соратниками (покинул ЛЕФ, а в новообразованном РЕФе тоже не ладилось), примкнул к чуждой ему литературной группе, но там его называли лишь «попутчиком» и не доверяли. Чувства одиночества и изолированности, овладевшие Маяковским зимой 1930 года, усиливались гриппом, от которого он долгое время не мог избавиться. Для мнительного поэта это было на самом деле непросто. Начались проблемы с горлом: «Для меня потерять голос то же самое, что потерять голос для Шаляпина». 17 марта 1930 года он выступал в Политехническом музее, читал поэму «Во весь голос», Василий Каменский писал: «Нервный, серьезный, изработавшийся Маяковский как-то странно, рассеянно блуждал утомленными глазами по аудитории и с каждой новой строкой читал слабее и слабее. И вот внезапно остановился, окинул зал жутким потухшим взором и заявил: “Нет, товарищи, читать стихов я больше не буду”. Не могу. И, резко повернувшись, ушел за кулисы».

Маяковский хотел стать главным советским поэтом, а стал получать издевки и насмешки: «Из истории известно, что все хорошие поэты скверно кончали: или их убивали, или они сами. Когда же вы застрелитесь?». Поэт ответил: «Если дураки будут часто спрашивать об этом, то лучше уж застрелиться». Пьесу «Баня» публика встретила с «убийственной холодностью», «не было ни одного взрыва смеха, даже ни одного хлопка после двух актов», а затем хлынули потоки критики. На юбилейную выставку «20 лет работы» никто из представителей партийной и литературной элиты не пришел, Маяковский пытался держаться: «Ну что ж, “бороды” не пришли – обойдемся без них», но было понятно, что такого удара он не ждал. А происходившее 9 апреля 1930 года в зале Плехановского института походило на заранее спланированную акцию. Публика собиралась медленно, Маяковский начал свое выступление при неполном зале. Молодежь – его излюбленная аудитория – была настроена враждебно. Поэт саркастически заявил: «Отношусь к вам серьезно. (Смех). Когда я умру, вы со слезами умиления будете читать мои стихи. (Некоторые смеются). А теперь, пока я жив, обо мне говорят много всяких глупостей, меня много ругают». В конце концов удалось покорить публику, но какими усилиями это далось! Все эти обстоятельства, собравшись и нахлынув разом, подтолкнули к исходу. Не убийство – самоубийство, доведение до самоубийства.
«Стрелялся Володя, как игрок, из совершенно нового, ни разу не стрелянного револьвера; обойму вынул, оставил одну только пулю в дуле – а это на пятьдесят процентов – осечка. Такая осечка уже была 13 лет тому назад, в Питере. Он во второй раз испытывал судьбу. Застрелился он при Норе, но ее можно винить, как апельсинную корку, о которую поскользнулся, упал и разбился на смерть».
Лиля Брик
Молодой Владимир Маяковский, еще не будучи знаменитым поэтом, предсказал, что памятник ему поставят на Триумфальной площади. Он гулял с Евгенией Ланг от Тверской-Ямской к центру, переходя площадь, вдруг остановился, заявив, что здесь будет возведен ему памятник. Ланг не поверила и сразу возразила Владимиру: «“Но ведь художникам памятников не ставят”. – “Нет, мне памятник поставят не как художнику, мне памятник поставят как поэту”. – “А ты разве пишешь стихи?” – “Пишу”. – “Почитай!” Он мне на это ответил: “Я их никому еще не читаю, потому что я не готов, но я буду когда-нибудь большим и известным поэтом, и мне будет стоять памятник”. Потом он подождал минуту и сказал: “И памятник этот ты увидишь. Ты из далеких странствий вернешься в Москву и увидишь памятник, а меня уже в живых не будет”».
Владимир Маяковский. Москва, 1927
Художник Петр Келин. Портрет Владимира Маяковского. 1943
Владимир Маяковский. Москва, 1929
Художник Амшей Нюренберг. Рисунок «Владимир Маяковский в гробу». Москва, 1930
Венок, возложенный к гробу Владимира Маяковского. Москва, 1930
Похороны Владимира Маяковского. Москва, 1930
Лиля Брик на открытии памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади. Москва, 1958
Открытие памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади. Москва, 1958
Открытие памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади. Москва, 1958