Читает В. Маяковский
Послушайте ( 1914) .......................... 0.55
Гимн судье ( 1915) ............................ 2.28
Необычайное приключение... (1920) 5.03
После Первой мировой войны и революции многие яркие деятели русской культуры оказались на Кавказе. Поэт Сергей Городецкий, бывший символист, потом акмеист, в 1918–1921 годы был одной из самых заметных фигур в русской литературной и художественной жизни Тифлиса и Баку. В 1920 году он руководил отделом агитации и пропаганды РОСТа, возглавлял литчасть политуправления.
Городецкий не входил в близкое окружение Маяковского, но, возможно, они не раз встречались. Например, в кафе «Бродячая собака» в Петербурге, завсегдатаями которого они были, или в «Обществе свободной эстетики» в Москве, где оба выступали. Кроме того, Маяковский в 1914 году работал над серией плакатов для издательства «Сегодняшний лубок», организованного Григорием Городецким – дядей Сергея.
Любовь к природе и древней культуре Кавказа Городецкий выразил не только в стихах, но и в акварелях.

В 1927 году на Кавказе побывал художник Петр Кончаловский – в прошлом один из организаторов авангардной группы «Бубновый валет», близкий к кубизму и фовизму, друг Алексея Крученых и других футуристов. Об отношении Кончаловского и Маяковского свидетельствует случай, который вспоминал внук художника: «Во времена революции семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк. Сюда пришел Маяковский в своей желтой блузе, с морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Дед был из “Бубнового валета”, к тому времени с футуристами бубнововалетчики поссорились. “Футуристам здесь делать нечего”, – сказал дед и захлопнул дверь перед носом Маяковского».
В поездке на Кавказ Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, навеянных лирикой Михаила Лермонтова.
«Летом устраивали прогулки в лес и в горы. Володя не отставал и взбирался на горы вместе со взрослыми. Вечером небо покрывалось миллионами ярких звезд. Летали жучки-светлячки, похожие на летающие звездочки. Володя ловил их, рассматривал, почему они светят. Носились летучие мыши.
После знойного дня наступал прохладный вечер. Дул свежий ветер из ущелья. Спать никому не хотелось. Придумывали игры, пели хором кто как мог, взрослые и дети. Кругом – тишина, и слышно только журчанье и плеск реки.
Обычно с утра к дому подъезжали объездчики. Володя бежал им навстречу, они сажали его на лошадь, и он въезжал во двор».
Александра Маяковская
«Каждое лето во время каникул мы всей семьей выезжали в глубь лесничества – на Зекарские минеральные воды. Там в узком ущелье были построены деревянные бараки, заменявшие гостиницу. Мы занимали две большие комнаты.
В ущелье пахло серой. Мы поднимались выше, на полянку, покрытую сочной травой и цветами, и там дышали свежим воздухом, играли в крокет. Устраивали прогулки в лес с большой компанией учащихся. После прогулки с удовольствием ужинали в лесу, расстелив на траве скатерть. Какими вкусными казались грузинский сыр, яйца, холодная баранина и огурцы!
В горах, как только заходит солнце, быстро темнеет. Возвращаться приходилось с факелами, которые освещали путь.
Было темно и жутко в высоких горах: стояла полная тишина и только шумела река. Случалось, по дороге переползали змеи, мы боялись на них наступить. В этой тишине и темноте мы пели песни, которые эхом отдавались в лесу.
Летом все хорошо поправлялись на чистом воздухе, вдоволь питались фруктами».
Александра Маяковская
«Разговор у нас всегда, когда мы оставались одни, велся на грузинском языке <...> часто мы с ним <Маяковским> говорили и вспоминали про город Кутаиси. Он вспоминал про кутаисские бублики (в городе Кутаиси действительно была турецкая булочная за белым мостом и называлась она булочной “Лазаря” – так звали хозяина булочной) и что из самых отдаленных мест ходили сюда за этими бубликами. В Москве я от Володи слышал такой эпизод: какой-то соседний мальчик обманул своего отца, купив бублики не у Лазаря, а в какой-то другой булочной, не желая далеко ходить. Но обман не удался, – отец сразу обнаружил, что бублики эти не от Лазаря, и послал сына обменять их. И он, Володя, не понимал, как можно не ходить к Лазарю за бубликами, когда он, Володя, за этими бубликами готов из Москвы, в Кутаиси идти пешком».
Исидор Морчадзе
Для ВУФКУ Владимир Маяковский написал всего семь сценариев, только два из них были поставлены и вышли в прокат.
К середине 1920-х годов продукция ялтинской и одесской киностудий уже не могли удовлетворить растущий спрос кинорынка. В 1926 – 1928 годах была построена первая большая киностудия в СССР – киевская кинофабрика ВУФКУ – в центре города, на проспекте Победы, на участке более 30 гектар. Руководителем архитектурного проекта стал Валерьян Рыков. Все основные корпуса, построенные в стиле конструктивизма, по словам Луначарского, «сочетание простоты и мастерства, целесообразности и мощи».

17 августа 1926 года в Ялте ВУФКУ обратилось к Маяковскому с письменным предложением написать два сценария: «Электрификация» и «Закованная фильмой». 11 октября 1926 года во время пребывания Маяковского в Харькове, ВУФКУ заключило с ним договор на сценарий «Закованная фильмой», который тут же был сдан.
Сценарий «Закованная фильмой» («Сердце кино») – новая, сильно измененная редакция одноименного сценария, по которому в 1918 году был доставлен фильм. Однако фильм не был снят ни ВУФКУ, ни московской киноорганизацией «Межрабпом-Русь», с которой позднее Маяковский вел переговоры о его постановке.

«В апреле мной было получено извещение ВУФКУ о “запрещении" реперткомом моих сценариев “История одного нагана" и “Долой жир" и в связи с этим предложение о возврате 2000 аванса.
Трехмесячная болезнь и лежка не позволили мне немедленно обратиться к вам.
В связи с требованием о возврате полностью аванса эта работа (+ три поездки в Киев), очевидно, рассматривалась как увеселительная часть моих взаимоотношений с ВУФКУ.
Во всех моих взаимоотношениях со сценарной частью ВУФКУ была сплошная недомолвка – меня перекидывали от редактора к редактору, редакторы выдумывали несуществующие в кино принципы, особые на каждый день, и явно верили только в свои сценарные способности.
Если мы не сумеем сговориться о сданных сценариях, я, конечно, возвращу авансы (за вычетом, в согласии с союзным тарифом, следуемого за безусловно проделанную работу), но предпочел <бы> возвратить их работой – сценарием по заданию ВУФКУ.
Жду вашего ответа».
Владимир Маяковский. Из письма председателю правления ВУФКУ И. О. Воробьеву
«Мы спросили, какую из трех картин, снятых по его сценариям и с его участием, он считает самой неудачной. Нахмурившись, поэт произнес:
– “Закованная фильмой".
Никто из собеседников не видел на экране эту картину. В ходе разговора мы узнали, что самому Маяковскому нравился придуманный им фантастический сюжет сценария, в котором он играл роль очарованного художника. Нам показалось, что даже по прошествии восьми лет он с налетом несомненной горечи вспомнило о неудачной постановке этой картины в 1918 году. Поэт сказал, что ему очень бы хотелось переснять фильм заново.
– Поеду отсюда обратно в Ялту, чтобы договоришься с тамошней кинофабрикой. Я и сценарий этот основательно переработал. Назвал его “Сердце кино", а может быть, лучше будет “Сердце экрана". Только вот самому сниматься в главной роли уже не придется, грузноват стал. Не то что в восемнадцатом году. Тогда, можно сказать, молодой еще был, красивый, двадцатичетырехлетний...»

Макс Поляновский
На курортах Маяковский работал подчас не менее интенсивно, чем в Москве. Кроме запланированных выступлений, лишь одному Крыму он посвятил тринадцать стихотворений, закончил там поэму «Хорошо!», работал над киносценариями и создал другими произведениями. Детская книжка «Это книжечка моя про моря и про маяк» написана после посещения Ай-Тодорского маяка в Гаспре, рядом с «Ласточкиным гнездом». Поэт собирался сам оформить ее; в рукописи стихотворение кончается словами:
Но издание оформил художник Борис Покровский. Оно стало признанным шедевром детской книги.
«Северной Скифией» назвал Маяковский Поволжье в стихотворении «По городам Союза». Помня свои плакаты РОСТА с призывами помочь «голодающей Волге», с особенным интересом приглядывался к волжским городам, отмечал произошедшие изменения. Казань и Саратов, памятные ему еще со времен футуристического турне 1914 года, были предметом его особенного внимания.
Читает В. Качалов
Юбилейное (1924) ...........................7.40
Я знаю силу слов...
(1928 — 1930) ..................................0.47
Я хочу быть понят моей страной...
(1925).................................................0.20
Кружит, вьется ветер старый...
(1929).................................................0.13

Василий Каменский
Владимир Вегер
Владимир Вегер
В поездках по стране на всех станциях и вокзалах Маяковский обязательно осматривал газетные киоски, покупал местную прессу. Сам он был сотрудником многих газет, в автобиографии писал: «В работе сознательно перевожу себя на газетчика».
Поэт внимательно следил за тем, как откликаются газеты на его выступления. Материалы газетных публикаций, ярче всего позволяют живо представить себе и обстановку, и настроение публики, и отношение властей к творчеству Маяковского.
Читает В. Яхонтов

Товарищу Нетте — пароходу и человеку (1926) ................................................ 3.50
Разговор на Одесском рейде десантных судов: «Советский дагестан»
и «Красная Абхазия» (1926) ............ 2.19
Шесть монахинь (1925) .....................3.15
Мелкая философия на глубоких местах(1926) ..................................... 2.21
Стихи о советском паспорте (1929) 3.07
Во весь голос (декабрь 1929 —
январь 1930) ..................................... 4.54
Слова у нас до важного самого...из поэмы «Владимир Ильич Ленин»(1924) 2.48
Если бы выставить в музее...из поэмы «Владимир Ильич Ленин»(1924).......9.32


Семен Трегуб

Василий Катанян
Павел Лавут
Каждая афиша вечера с программой выступления Маяковского обязательно содержала пункт «Ответы на записки».

«Разговор-доклад» быстро переходил в живое общение с публикой. Острыми ответами на неприятные вопросы поэт лишь ярче доносил свою позицию. Записки Маяковский собирал (их набралось более 20000), планировал издать книгу «Универсальный ответ записочникам». Часть их он включил в свою отчетную выставку «20 лет работы», открывшуюся незадолго до его смерти.
Лев Кассиль

Павел Лавут
Аудиоряд воспроизведен с диска «"Во весь голос" В. Маяковский. Записи голоса
В. Маяковского и чтецов его произведений»