Реклам

Конструктор

Родченко
Маяковский
«Дружеские, творческие и деловые взаимоотношения Владимира Маяковского и Александра Родченко начинаются в 1923 году.
С этого момента поэт-футурист и бывший художник-беспредметник, а ныне конструктивист и производственник подписывают свои рекламные плакаты "Реклам-конструктор Маяковский — Родченко". Общая торговая марка обозначает участие двух видов проектирования — словесного и графического — в создании того, что мы бы сейчас назвали продуктом рекламной коммуникации».
А.Н. Лаврентьев «"Про это": Маяковский — Родченко»
«Была в Казани главная улица ― Воскресенская, и однажды на витрине какого-то магазина появилась афиша, не помню текста, но что-то вроде: "Три футуриста: Д.Д. Бурлюк, В.В. Каменский, В.В. Маяковский". В садах у афишной обсуждали их приезд. <…> на вечере продавались фотографии. Я купил открытки Бурлюка и Маяковского. <…>. Окруженные поклонниками выходили футуристы, им устроили овацию. Видел, как вышел Маяковский в цилиндре, с тростью и уехал на извозчике».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1914
«Цирк настолько поразил меня, что это осталось на всю жизнь любимым зрелищем. В нем было все необычным. Обычные вещи летали, вертелись, превращались. <…>. Цирк ― это настоящее зрелище неожиданностей, ловкости, красок, смеха, ужаса, музыки и т.д.
Второе потрясающее зрелище был вечер футуристов в этом важном дворянском собрании».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Владимир Маяковский
Казань, 1914
Афиша. «Дворянское собрание. Знаменитые московские футуристы Василий Каменский, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский устраивают лекцию "О живописи и литературе"»
Казань, 20 февраля 1914
«Мне были близки художники такие же, как я, непризнанные, непокупаемые, обругиваемые во всех газетах, как Малевич, Татлин, Маяковский, Хлебников и др.
Мы бунтовали против принятых канонов, вкусов, ценностей.
Мы работали и возмущали этот буржуазный мир, и из-за этого нас не покупали и не принимали.
Мы чувствовали свою силу и ненависть к существующему тогда искусству.
…И полную правоту нового искусства».

А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1916
Александр Родченко
Казань, 1915
Архив А.Н. Лаврентьева
«Мы, левые художники, пришли работать с большевиками первые.
<…>.
Мы первые оформляли советские демонстрации.
Мы первые советизировали и преподавали в художественных вузах.
Мы первые организовали советскую художественную промышленность.
Мы делали первые советские плакаты, стяги, знамена, РОСТу и т.д.»
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1917
«Цирк настолько поразил меня, что это осталось на всю жизнь любимым зрелищем. В нем было все необычным. Обычные вещи летали, вертелись, превращались. <…>. Цирк ― это настоящее зрелище неожиданностей, ловкости, красок, смеха, ужаса, музыки и т.д.
Второе потрясающее зрелище был вечер футуристов в этом важном дворянском собрании».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«Мы трое пошли в "Кафе поэтов": Татлин, я и Степанова. <…>. Выступало много поэтов, в том числе и В.В. Маяковский. Увидав Татлина, он с эстрады заявил: "У нас в гостях сегодня автор железобетонных контррельефов, гениальный художник-футурист Владимир Евграфович Татлин!" <…>. Татлин встал и поклонился, а я от неожиданности покраснел. Приняв это за обиду, Татлин, сев, шепнул мне: "Они тебя еще не знают, а поэтому и не назвали фамилии"».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1918
«Помнится, что это была елка под Новый год и на елке висели, кроме всего прочего, книги и рисунки.
Маяковский раздавал подарки с елки, в том числе, помню, бросил книжку "Облако в штанах" с какой-то надписью.
Мне очень хотелось ее получить, но увы, мне она не досталась».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Владимир Маяковский
Москва, 1920
Александр Родченко
1919
Архив А.Н. Лаврентьева
«В 1920 году был создан Институт художественной культуры, где, проработав вопросы культуры, мы объявили лозунг:
"ИСКУССТВО В ПРОИЗВОДСТВО".
Мы пошли по производственным факультетам».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1920
Александр Родченко в прозодежде, сшитой Варварой Степановой
Москва, 1922
«2 октября 1920 года на 19-й Государственной выставке я выставил 57 работ. Выставка открылась в "Салоне" на Большой Дмитровке, на вернисаже был Маяковский. Он подошел ко мне просто и сказал: "Идем, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик".
Я подошел и познакомился.
Это было мое первое знакомство с Маяковским».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«Меня Маяковский с первого раза звал "старик", а я его ― Володя; он был моложе меня всего на два года».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Сотрудничество поэта и художника в 1923–1925 годах привело к появлению знаменитой марки «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко». За несколько лет было создано большое количество образцов полиграфического искусства, вошедших в историю отечественного и мирового дизайна (рекламные плакаты, упаковки кондитерских изделий, оформление книг, журналов, спектаклей), многие из которых выполнены с использованием техники фотомонтажа.

Наиболее известной стала реклама «Моссельпрома», «Резинотреста», «Мосполиграфа» и «Добролета». Маяковский придавал большое значение агитационно-политической рекламе, утверждая, что поэт должен трудиться над ней в полную силу своего дарования: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю ''Нигде кроме как в Моссельпроме'' поэзией самой высокой квалификации».
«Родченко знает, что сидя у себя в мастерской, ничего не сделаешь, что надо идти в реальную работу, нести свой организаторский дар туда, где он нужен, — в производство».
О.М. Брик «В производство!»
Рекламный плакат «Добролета»
1922–1923
Художник — Александр Родченко
Владимир Маяковский Записка Александру Родченко
1922
«Как-то вечером мы сидели на Тверском бульваре в павильоне ― Володя, Асеев и я. Они стали смеяться над стихами "Добролета" ["Тот не гражданин СССР, кто "Добролета" не акционер"], зная, что я делал этот плакат и предполагая, что это стихи какого-нибудь плохого поэта. Я обиделся и стал ругать их за то, что они не пишут текста к рекламам, а что этот стих мой и получился он случайно <…>.
Не знаю, это ли дало толчок, или Маяковский уже собирался, а потому и заметил плакат, но только вскоре он предложил мне делать рекламы для ГУМа <…>.
Началась наша совместная работа. Марка была такая "Реклам-конструктор МАЯКОВСКИЙ – РОДЧЕНКО"».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1923
Эскиз рекламной вывески «Нами оставляются от старого мира только папиросы "Ира"»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«"Кто вам больше платит ― ЛЕФ или Моссельпром?"
Маяковский зол:
― После такого вопроса я могу задать вам другой, и вас выведут из курзал-парка. Вы хотите сказать, что я продался Советской власти? Моссельпром ― государственное предприятие, борющееся с частниками. Моссельпром ― частица социализма. А за "Нигде кроме" я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
П.И. Лавут «Маяковский едет по Союзу»
Рекламный плакат «Трудящиеся! Не страшны дороговизна и нэп — покупайте дешевый хлеб! Во всех магазинах и киосках Моссельпрома в двух шагах от любого дома!»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Рекламная вывеска на ларьке кондитерской фабрики «Красный Октябрь» «Я ем печенье, конфекты фабрики "Красный Октябрь"»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский,
«Я приходил к Брикам в Водопьяный переулок (это было рядом со мной) и ждал, пока Володя, стоя у рояля, писал тексты. Иногда он прохаживался по комнате, отбивая такт рукой, снова наклонялся над роялем и записывал.
В последнем тексте Маяковский написал "аккуратный" с одним "к", я же подумал, что так и надо, но рано утром получил записку:
"Милый Родченко, "С дач" пишется без мягкого знака, а "аккуратный" ― два "к". Исправь, пожалуйста. В. Маяковский"».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Эскиз рекламного плаката «Приезжий с дач, из городов и сёл, нечего в поисках трепать подошвы — сразу в ГУМе найдешь все аккуратно, быстро и дешево!»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«Реклам-стихи должны быть остроумны и впечатлять неожиданными словосочетаниями. Эти словосочетания могут быть построены на различной игре словами: образами, значениями, синонимами, рифмами и пр.».
О.М. Брик «Реклама стихом»
Эскиз рекламной вывески «Дайте солнце ночью! Где найдешь его? Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский,
«Вслед за ГУМом нашими заказчиками стали Мосполиграф, Резинотрест, Моссельпром, Чаеуправление. Работа спорилась. Плакаты, вывески, упаковки, обертки ― теперь нашу продукцию можно было увидеть и на улице, и в магазине, и в руках покупателя. Росла, крепла новая реклама ― советская. А это уже было принципиально важно для нас, работников левого фронта искусств.
<...> Раньше реклама высокомерно изгонялась из сферы чистого искусства. Вместе с папиросной коробкой, пакетом печенья в руки потребителя попадала вульгарная, пошлая картинка. Бороться с этой дурной традицией и значило двигать новую, советскую рекламу, новую не только по содержанию, но и по форме.
К работе над советской рекламой Маяковский относился очень серьезно. В его глазах это был вид литературного оружия».
А.М. Родченко «Работа с поэтом»
Рекламный плакат на туркменском языке «Галоши Резинотреста — просто восторг. Носит север, запад, юг и восток»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Наденьте галоши,
Владимир Маяковский
«…товарищ Чичерин и тралеры отдает и прочее», 1923
возьмите зонтик.
И,
по стопам Ллойд-Джорджиным,
гуляйте на даче,
занимайтесь мороженым.
А то
жара
действует на мозговые способности.
Рекламный плакат «Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе — сидеть и плакать»
1923
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Эскизы рекламных плакатов
1923–1924
Художник — Владимир Маяковский
Родченко работал во многих видах полиграфического искусства – книжной графике, плакате, фотомонтаже, промышленной графике и малых формах (фирменные знаки, коробки и обертки для товаров, этикетки, титры к фильмам). Фотомонтажные иллюстрации Родченко к поэме Маяковского «Про это» и книгам «Сифилис», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии» считаются классикой этого направления.
«Я начал фотомонтажи для "Про это". Лилю Юрьевну и Володю снимал для них Штеренберг, я тогда еще не снимал.
Я первый начал делать фотомонтажи в СССР. Это было для журнала "Кино-фот", также в плакатах к фильмам Вертова "Шестая мира" и "Кино-глаз", Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"", для "Молодой Гвардии", "Спутника коммуниста" и т.д., поэтому Володя захотел, чтобы и "Про это" сделал я».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Эскиз обложки к книге Владимира Маяковского «Про это»
1923
Художник — Александр Родченко
«Я немного стеснялся этих работ. Мне казалось, что они снижали меня как художника. Когда Владимир Владимирович замечал это, он страшно сердился:
― Позвольте, я заставлю вас подписать фамилию под этой цикорной оберткой. Уверяю вас, что она гораздо ценнее, чем все ваши произведения. Почему я могу подписываться под всеми стихами, которые я делаю для Моссельпрома и т.д., а вы, жрец искусства, считаете унизительным для себя такие работы и не можете снизойти до обслуживания широких масс? Эти обертки не менее, а более ценны, чем те картинки, которые вы пишете для выставок».
С.Я. Адливанкин «О Маяковском»
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть I, глава «Дуэль»
1923
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть II, глава «Друзья»
1923
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть II, глава «Повторение пройденного»
1923
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть II, «Прошение на имя…»
1923
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть II, глава «Любовь»
1923
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это» Часть I, глава «Человек из-за 7-ми лет»
1923
Художник — Александр Родченко
«Нескромный он был с аудиторией; обращался резко, по-деловому. С врагами говорил громяще и уничтожающе. И от этого не любил его обыватель ― тихий и скромный, мелко подхихикивающий».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1924
Журнал «ЛЕФ». 1924, № 1 (5)
Москва — Петроград: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
«Он [Маяковский] не любил чертить и вымерять. Он любил все делать от руки. Все сразу нарисует карандашом, без помарок, а после все обведет тушью и уже потом раскрашивает».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«Где бы он [Маяковский] ни был, в учреждениях, издательствах, редакциях, он всегда тянул товарищей работать. Он считал ― где он работал, там должны работать все лефовцы. Он никогда не изменял нашим вкусам. Мы могли спорить, ругаться, но все равно работали вместе».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«В 1924 году я впервые сделал 6 фотографий с В.В. Маяковского ― это один из лучших его портретов и очень популярный».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Владимир Маяковский
Москва, 1924
Фотограф — Александр Родченко
Владимир Маяковский
Москва, 1924
Фотограф — Александр Родченко
«Реклама ― это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.
Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».
В.В. Маяковский «Агитация и реклама»
Рекламный плакат «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон»
1924
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«К работе над советской рекламой он относился очень серьезно. Так, Володя даже в Союзе [художников] составил расценки всяких рекламных работ, там эти расценки утвердили, в них все было тарифицировано: текст, эскиз, художественное исполнение. Мною был сделан альбом наших работ для показа заказчикам».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«Цирк настолько поразил меня, что это осталось на всю жизнь любимым зрелищем. В нем было все необычным. Обычные вещи летали, вертелись, превращались. <…>. Цирк ― это настоящее зрелище неожиданностей, ловкости, красок, смеха, ужаса, музыки и т.д.
Второе потрясающее зрелище был вечер футуристов в этом важном дворянском собрании».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
«Следить за тем, что он поправит, имело двойной интерес ― это была и корректура неоспоримого мастера, у которого я учился законам агит- и рекламстиха, а с другой стороны, здесь увлекало наблюдение за тем, как то или иное поэтическое задание оформляет поэт иного склада, чем ты сам.
Сейчас, конечно, трудно точно воспроизвести все поправки Маяковского, но кое-какие, поразившие в свое время воображение своей неожиданностью и верностью, остались в памяти.
"Новый хозяин в рабочей кепке", ― написал я в "Рассказе про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей".
"Новый хозяин ― рабочий в кепке", ― исправил Маяковский мой метафорический оборот на плакатно однозначный и недвусмысленный».
С.М. Третьяков «Вместе с Маяковским»
Профсоюзный плакат «Если ты на работе стал инвалид, профсоюз тебя обеспечить велит»
1924–1925
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Сергей Третьяков «Итого»
Москва: Госиздат, 1924
Автор обложки и монтаж текста — Александр Родченко
«Утром он ходил и принимал заказ, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое количество отчетов, скучных книг, которые он прочитывал и выписывал цифры тем и прочее.
Вечером, часов в 7, в 8 я приходил. Иногда он дописывал тексты при мне, иногда они уже были готовы.
Текст был не один, он был с рисунком, который он мог сделать, хотя каждый раз говорил, что "вот это я нарисовал, но тебе, конечно, не нужно, это я так, для ясности". <…>.
После определения размеров и назначения работы я шел домой, где немедленно садился за эскизы. Приходили ребята ― студенты ВХУТЕМАСа <…> и, расположившись у меня в мастерской, принимались за исполнение. Я же делал следующие эскизы, следил за исполнением, выполнял сам ответственные куски, намечал пропорции.
Работали иногда засветло. Утром, в 11, я уже нес плакаты Володе или он заходил за ними».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Александр Родченко
Автопортрет
1924
«У Смоленского рынка его [Маяковского] взгляд остановился на большущем рекламном щите.
― Когда въезжаешь в город, сразу по афишам чувствуешь, чем он дышит. Я прочитываю почти все афиши. Представьте: вдруг со щитов исчезли бы все афиши ― впечатление вымершего города... »
П.И. Лавут «Маяковский едет по Союзу»
Эскиз профсоюзного плаката «Члену cоюза не страшна безработица. О безработном союз позаботится»
1924
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«Вся Москва была в наших рекламах. Все киоски Моссельпрома, все вывески, все плакаты, все газеты и журналы были наполнены ими. Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый, царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Эскиз профсоюзного плаката «Члену cоюза нэпач нипочем. Профсоюз защитит и справится с нэпачом»
1924
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Я бы
Владимир Маяковский
«Юбилейное», 1924
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
― вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли ―
у вас
хороший слог.
Я дал бы вам
жиркость
и сукна,
в рекламу б
выдал
гумских дам.
Эскиз профсоюзного плаката «Чтоб легче был работы груз, коллективный договор заключит профсоюз»
1924
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
Родченко оформлял обложки для редактируемого Маяковским журнала «ЛЕФ», а позднее и для журнала «Новый ЛЕФ». Левый фронт искусств утверждал единство всех ветвей «производственно-технологического» движения. Идея «целесообразного конструирования» утвердилась не только в сфере производства вещей, но и всей повседневной жизни. Особое значение придавалось конструированию будничной одежды и созданию новых образцов рисунков для тканей. Наиболее ярко проявили себя в работе с текстилем Любовь Попова и Варвара Степанова. Из простых геометрических форм с использованием двух-трех цветов они создавали разнообразные орнаментальные композиции. Художницы считали эту деятельность реализацией концепции производственного искусства, ориентировавшей на создание изделий для массового потребителя. За год работы на Первой ситценабивной фабрике они создали более ста рисунков тканей, многие из которых пошли в производство.
Варвара Степанова и Любовь Попова
Москва, 1924
Фотограф — Александр Родченко
Журнал «ЛЕФ».1924, № 2 (6)
Москва — Петроград: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
«Ситец такой же продукт художественной культуры, как картина, ― и нет оснований проводить между ними какую-то разделительную черту».
О.М. Брик «От картины к ситцу»
Образец ткани
1924
Художник — Варвара Степанова
Варвара Степанова в платье с рисунком по ее эскизу, производство Первой ситценабивной фабрики
Москва, 1924
Фотограф — Александр Родченко
Образец ткани
1923
Художник — Любовь Попова
Образец ткани
1923
Художник — Любовь Попова
Образец ткани
1924
Художник — Варвара Степанова
Образец ткани
1924
Художник — Варвара Степанова
Лиля Брик в «золотом платье», на голове косынка с рисунком Любови Поповой
Москва, 1924
Фотограф — Александр Родченко
«По предложению Володи, который входил в члены комитета Всемирной Парижской выставки 1925 года от Академии художественных наук, мне заказали экспонат на Всемирную выставку в Париже ― "Рабочий клуб". И еще нужно было сделать копии с тех плакатов, что мы делали для Моссельпрома, ГУМа и Резинотреста. <…> Кроме клуба, мне предстояла расцветка нашего павильона и внутри и снаружи, проект оформления и исполнение трех зал в Гран-Пале и развеска экспонатов.
Одним словом, дел нашлось».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1925
Владимир Маяковский «Париж»
Москва: Московский рабочий, 1925
Автор обложки — Александр Родченко
«"Почему вы так хвалите себя?"
― Я говорю о себе, как о производстве. Я рекламирую и продвигаю свою продукцию, как это должен делать хороший директор завода».
П.И. Лавут «Маяковский едет по Союзу»
Профсоюзный плакат «Кому из рабочих знания не любы? Профсоюз дает школы и клубы!»
1924–1925
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«...вот моссельпромовская работа моя или моих товарищей, эта работа кажется принижающей высокие поэтические таланты с длинными волосами, в бархатной разлетайке художника. Для меня же, товарищи, по своему поэтическому подходу, по самой организации словесного материала эти работы являются прямым выводом из всей предыдущей инженерно-поэтической работы».
В.В. Маяковский. Выступления на диспуте по докладу
А.В. Луначарского «Первые камни новой культуры»
9 февраля 1925 года

Рекламный плакат «Запомните ГИЗ! Марка эта — источник знания и света. Каждому надо знать адреса магазинов и складов»
1925
Художник — Варвара Степанова, автор текста — Владимир Маяковский
Рекламный плакат «Вузовец! Рабфаковец! Кооператор! Библиотекарь! Торговец! И все другие книги к учебному году немедленно купи в Госиздате»
1925
Художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский
«Мы с Володей за рекламу получили серебряную медаль, кроме того, я за театр и интерьер еще две медали.
Мы бы получили и золотые, но Франция к СССР относилась тогда неважно и явную агитацию не поощряла».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
Рекламный плакат «Учащиеся! В Госиздате в этом году все учебники в срок дадут. Смотрите, как увеличился наш тираж»
1925
Художник — Варвара Степанова, автор текста — Владимир Маяковский
Рекламная вывеска ГИЗа
на ул. Мясницкой в Москве
1925
Художник — Александр Родченко
1926
Александр Родченко, Виктор Шкловский, Владимир Маяковский во дворе дома в Гендриковом переулке Москва, 1926
Фотограф — Варвара Степанова
Владимир Маяковский, Варвара Степанова, Осип Бескин, Лиля Брик за столом в квартире в Гендриковом переулке
Москва, 1926
Фотограф — Александр Родченко
Владимир Маяковский «Мое открытие Америки»
Москва — Ленинград: Госиздат, 1926
Автор обложки — Александр Родченко
Владимир Маяковский «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» Москва — Ленинград: Госиздат, 1926
Автор обложки — Александр Родченко
Владимир Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»
Тифлис: Заккнига, 1926
Художник — Александр Родченко
Эскиз обложки к книге Владимира Маяковского «Сифилис»
1926
Художник — Александр Родченко
Эскиз иллюстрации к стихотворению Владимира Маяковского «Сифилис»
1926
Художник — Александр Родченко
Но разве
Владимир Маяковский
«Не юбилейте!», 1926
Эскиз иллюстрации к стихотворению Владимира Маяковского «Сергею Есенину»
1926
Художник — Александр Родченко
настали
дни для покоя?
Кто галоши приобрел,
кто зонтик;
радуется обыватель:
«Небо голубо...»
Нет,
в такую ерунду
не расказёньте
боевую
революцию ― любовь.
1927
Журнал «Новый ЛЕФ». 1927, № 6
Москва: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
Журнал «Новый ЛЕФ». 1927, № 8–9
Москва: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
Лозунг:
Владмир Маяковский
«Даешь изячную жизнь!» 1927
— В ногах у старья не ползай! —
Готов
ежедневно
твердить раз сто:
изящество —
это стопроцентная польза,
удобство одежд
и жилья простор.
Журнал «Новый ЛЕФ». 1927, № 11–12 Москва: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
1928
Журнал «Новый ЛЕФ». 1928, № 1
Москва: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
Владимир Маяковский «НО. С»
Москва: Федерация, 1928
Автор обложки — Александр Родченко
В газеты!
Владимир Маяковский
«Писатели мы», 1928
Журнал «Новый ЛЕФ». 1928, № 12
Москва: Госиздат
Автор обложки — Александр Родченко
Не потому, что книга плоха,
мне любо
с газетой бодрствовать!
А чистое искусство —
в М.К.Х.,
в отдел
садоводства.
«Мейерхольд все делает сам, и поэтому он любит и художников молодых, неизвестных, которыми можно руководить.
Но он знал, что со мной придется этого не делать, и дал мне полную свободу действий, ни в чем мне не противоречил. Только в последние дни, когда вынесли из мастерской конструкцию и она временно оставалась в зрительном зале, он заявил, что очень мрачно и что все это не годится.
Также, когда несколько новых костюмов показали на сцене, он заявил, что они никуда не годятся.
Но я спокойно заметил, что давайте увидим все это на сцене вечером <…>.
Я нарочно запоздал, и, когда я вошел в зал, репетиция уже шла. Первым подошел ко мне Володя, он пожал руку, сказал "спасибо" и что ему все очень понравилось.
Я мрачно заметил, что Мейерхольд недоволен.
Володя сказал, что, наоборот, он в восторге.
Мейерхольд также поздравил меня, как будто днем ничего не произошло».
А.М. Родченко «Опыты для будущего»
1929
Владимир Маяковский. «Клоп»
Москва — Ленинград: Госиздат, 1929
Автор обложки — Александр Родченко
Эскиз костюма «Пожарный» к спектаклю по пьесе Владимира Маяковского «Клоп»
1929
Художник — Александр Родченко
Репетиция спектакля по пьесе Владимира Маяковского «Клоп»: Дмитрий Шостакович, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко
Москва,1929
Фотограф — Алексей Темерин
«Маяковский заявил вдруг:
― Дураки! Маяковский исписался, Маяковский только агитатор, только рекламник!.. Я же могу писать о луне, о женщине. Я хочу писать так. Мне трудно не писать об этом. Но не время же теперь еще. Теперь еще важны гвозди, займы. А скоро нужно будет писать о любви. Есенин талантлив в своем роде, но нам не нужна теперь есенинщина, и я не хочу ему уподобляться!»
В.В. Полонская «Последний год»
Тест
Как продать галоши,
или Первая рекламная кампания Маяковский & Родченко
Маяковский и Родченко делали нужные вещи, которые сейчас не вызывают никаких сомнений, а о том, как они жили по соседству и о каком будущем мечтали, предлагаем вам узнать, пройдя тест.
Начать тест
Как произошло первое личное знакомство Маяковского и Родченко в октябре 1920 года?
Неверно. Инициатором встречи и знакомства была Лиля Брик. На открытии XIX Государственной выставки в 1920 году Маяковский подошел к Родченко и сказал: «Идем, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик». «Это было первое знакомство с Маяковским», — вспоминал позже Родченко.
Неверно. Инициатором встречи и знакомства была Лиля Брик. На открытии XIX Государственной выставки в 1920 году Маяковский подошел к Родченко и сказал: «Идем, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик». «Это было первое знакомство с Маяковским», — вспоминал позже Родченко.
Верно! На открытии XIX Государственной выставки в 1920 году Маяковский подошел к Родченко и сказал: «Идем, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик». «Это было первое знакомство с Маяковским», — вспоминал позже Родченко.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто был автором строчек для рекламы «Добролета»: «Тот не гражданин СССР, кто "Добролета" не акционер»?
Неправда. Автор этих строчек – Александр Родченко. «Они [Маяковский и Асеев] стали смеяться над стихами "Добролета", зная, что я делал этот плакат и предполагая, что это стихи какого-нибудь плохого поэта. Я обиделся и стал ругать их за то, что они не пишут текста к рекламам, а что этот стих мой и получился он случайно». А.М. Родченко
Неправда. Автор этих строчек – Александр Родченко. «Они [Маяковский и Асеев] стали смеяться над стихами "Добролета", зная, что я делал этот плакат и предполагая, что это стихи какого-нибудь плохого поэта. Я обиделся и стал ругать их за то, что они не пишут текста к рекламам, а что этот стих мой и получился он случайно». А.М. Родченко
Правда! «Они [Маяковский и Асеев] стали смеяться над стихами "Добролета", зная, что я делал этот плакат и предполагая, что это стихи какого-нибудь плохого поэта. Я обиделся и стал ругать их за то, что они не пишут текста к рекламам, а что этот стих мой и получился он случайно». А.М. Родченко
Дальше
Проверить
Узнать результат
Владимир Маяковский придавал большое значение агитационно-политической рекламе, трудился над ней в полную силу своего дарования. Продолжите его знаменитую фразу: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю ''Нигде кроме как в Моссельпроме'' … »
Вы ошиблись. Верная фраза Маяковского: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю ''Нигде кроме как в Моссельпроме'' поэзией самой высокой квалификации».
Верно! «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю ''Нигде кроме как в Моссельпроме'' поэзией самой высокой квалификации».
Вы ошиблись. Верная фраза Маяковского: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю ''Нигде кроме как в Моссельпроме'' поэзией самой высокой квалификации».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Из зарубежных поездок Маяковский привозил подарки родным и друзьям, выбирал с большим вниманием и любовью, чтоб подарок подходил и был нужен тому, кому он предназначался. Что поэт привез Родченко из Парижа и Нью-Йорка?
Не угадали. В США Маяковский купил Родченко паяльник, а в Париже — конденсатор. Маяковский очень переживал, что конденсатор отберут на границе, поэтому он купил два и спрятал их.
Абсолютно верно! В США Маяковский купил Родченко паяльник, а в Париже — конденсатор. Маяковский очень переживал, что конденсатор отберут на границе, поэтому он купил два и спрятал их.
«По приезде Маяковского звонят Брики: приходи, Володя приехал.
Он [Маяковский] отдает мне со стола один конденсатор, завернутый в бумагу, а другой из чемодана в коробке. Оказывается, он боялся, что на таможне отберут два, так он один вез в кармане, а другой в чемодане.
Настолько внимателен был он, как он исполнял всякие просьбы». А.М. Родченко
Не угадали. В США Маяковский купил Родченко паяльник, а в Париже — конденсатор. Маяковский очень переживал, что конденсатор отберут на границе, поэтому он купил два и спрятал их.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Маяковский и Родченко за годы совместной работы сделали около пятидесяти плакатов, сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Часто Родченко получал от друга записки, одна из них была следующего содержания: «Приходи ко мне сейчас же с... Немедленно». Что нужно было принести?
Точно! «Приходи ко мне сейчас же с инструментами для черчения. Немедленно».
«Он [Маяковский] не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов».
А.М. Родченко
Неправильно. Верный вариант: «Приходи ко мне сейчас же с инструментами для черчения. Немедленно».
Неправильно. Верный вариант: «Приходи ко мне сейчас же с инструментами для черчения. Немедленно».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Правда ли, что Родченко был автором репродукции фотопортрета Ленина, который висел в кабинете у Маяковского.
Неправильно. Родченко на самом деле был автором репродукций фотопортрета Ленина, который висел в кабинете у Маяковского.
Верно! «Я принес ему два отпечатка. Один портрет Ленина – крупным планом, другой – Ленин на трибуне выступает во время проводов войск на польский фронт (1920 г.). Володя повесил оба фотопортрета у себя в комнате на Лубянке. До последних лет его жизни фотопортрет говорящего Ленина (крупным планом) висел у него на стене». А.М. Родченко
Неправильно. Родченко на самом деле был автором репродукций фотопортрета Ленина, который висел в кабинете у Маяковского.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как-то Маяковский и Родченко играли на даче в ма-джонг на выполнение услуг. Маяковский проиграл и сразу же захотел отдать долг – требовал заданий. Что задал Родченко?
В яблочко! «Я потребовал найти большой гриб и привести проходящую корову в сад. Он все выполнил беспрекословно, но предложил сыграть на еще четыре услуги – и выиграл. Довольный, он уехал в Москву по делам». А.М. Родченко
Промах. На самом деле – найти большой гриб и привести проходящую корову в сад.
Промах. На самом деле – найти большой гриб и привести проходящую корову в сад.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поздравляем! Вам можно позавидовать, ведь вы можете узнать так много интересного о Маяковском и Родченко.
Пройти ещё раз
Поздравляем! Вы явно были третьим участником тандема Маяковский — Родченко! Ваша осведомленность может конкурировать с воспоминаниями очевидцев!
Пройти ещё раз
Библиотека